ТАИНСТВО БРАКА

«Брак — постоянная, упорная и будничная жертва людей друг другу. Венцы брачные даны нам как бы в долг, как знаки и символы будущей победы над естественным эгоизмом человеческой природы»

Для православных людей бракосочетание не просто древний обряд или красивый обычай, а именно Таинство, в котором невидимо присутствует Сам Господь:

«… оставит человек отца своего и матерь и прилепится к жене своей, и будут двое одна плоть. Тайна сия велика…»

(Ап. Павел, Еф. 5, 31-32)

Несмотря на то, что вступление в супружеский союз является самым радостным событием в жизни двух любящих людей, Церковь на пороге их брачной жизни напоминает, что супружество – это не только чаша наслаждений, но и подвиг, который потребует взаимной поддержки и терпения и за достойное совершение которого их ожидают венцы в Царствии Божием. Брак в христианстве имеет особое религиозное измерение. По воле Творца человеческая природа разделена на два пола, две половины, ни одна из которых в отдельности не обладает полнотой совершенства. В браке супруги взаимно обогащают друг друга свойствами и качествами, присущими своему полу, и таким образом обе стороны брачного союза, становясь «одной плотью» (Быт. 2, 24; Мф. 19, 5-6), то есть единым духовно-телесным существом, достигают совершенства.

Христианскую семью называют «малой Церковью», и это не просто метафора, но выражение самой сущности вещей, ибо в браке имеет место тот же тип единства людей, что и в Церкви, «большой семье», – единение в любви по образу Лиц Пресвятой Троицы.

Основная цель жизни человека – услышать обращенный к нему призыв Божий и ответить на него. Но для того чтобы ответить на этот зов, человек должен совершить акт самоотречения, отвергнуться своего эгоизма, научиться жить ради других. Этой цели и служит христианский брак, в котором супруги преодолевают свою греховность и природную ограниченность «ради того, чтобы жизнь могла осуществиться как любовь и самоотдача». Поэтому христианский брак не удаляет человека от Бога, а приближает к Нему. Брак в христианстве рассматривается как совместный путь супругов в Царствие Божие.

Что нужно для венчания?

Брачная жизнь должна начинаться с духовного приготовления. Жених и невеста до брака непременно должны исповедаться и причаститься Святых Тайн. Желательно, чтобы они за три-четыре дня до этого подготовили себя к Таинствам исповеди и причастия.

Что же нужно для венчания? Для венчания нужно приготовить: две иконы – Спасителя и Божией Матери. Во время таинства ими благословляют жениха и невесту. Эти иконы раньше брались из родительских домов: они передавались через поколения – от родителей к детям.

Также необходимы обручальные кольца – знак вечности и неразрывности брачного союза. Раньше одно из колец должно было быть золотым, а другое серебряным. Золотое кольцо своим блеском символизировало солнце, свету которого уподоблялся муж в брачном союзе; серебряное – подобие луны, меньшего светила, блистающего отраженным солнечным светом. Теперь, как правило, и для жениха, и для невесты покупаются золотые кольца.

Ну и, наконец, венчальные свечи и белые полотенца. Венчальные свечи держат в руках жених и невеста, как знамение любви, которую они отныне должны питать друг к другу и, которая должна быть пламенна и чиста, а также целомудрие и пребывающую благодать Божию. А белые полотенца, на которых стоят жених и невеста, символизируют чистоту брака.

Перед венчанием жениху и невесте необходимо пройти собеседование со священником и договориться о дате и времени венчания заранее.